Как нужно запрягать лошадь

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку. Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания)

Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь. У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь. У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Какие бывают запряжки?

Оглобельно-дуговая запряжка

1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи.

Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.

Процесс снаряжения амуниции:

  1. Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
  2. Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине.
  3. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
  4. Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
  5. Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
  6. Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
  7. К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
  8. Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут.
  9. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.
  10. Взять в руки супонь, стянуть хомут за оба края. Оба концы должны сомкнуться. Если не получается, то надо удлинить гужи. Бывает такое, что хомут смыкается, но дужки не имеют правильного положения. Ошибка в этом случае заключается в том, что гужи слишком длинные.
  11. Пристегнуть вожжи к уздечке. Особенность: вожжи можно продевать через середину или снаружи дуги. Первое нужно сделать тогда, когда конь не слушается повода.

Полезные рекомендации:

  • гужи не должны находиться спереди дуги;
  • хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
  • если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
  • если хомут маленький, использовать его нельзя;
  • запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.

Постромочно-дышловая

Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.

1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло.

Процесс запряжки:

  • надеть уздечку и хомут на каждое животное;
  • поставить коней с 2-х сторон дышла;
  • натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
  • зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
  • прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
  • вожжи пристегнуть к уздечке.

Постромочная

Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.

Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).

Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.

Этапы запряжки

Чтобы правильно научится запрягать животное, необходимо:

  • Первым делом следует осмотреть и почистить животное. Визуально и механически проконтролировать целостность всех элементов упряжи. Убедиться, что нет заметных разрывов, потертостей и других слабых мест. В случае, когда гужи разной длины, их следует сделать равными. Иначе сбруя будет кривой, что помешает нормальному движению телеги.
  • Когда все приготовления завершены, приносят все составляющие сбруи.
  • Возьмите подбрюшник и чересседельник, которые соединены с единым кольцом. Пропустив ремешки через него, получится петелька. Ее следует надеть на оглоблю.
  • На коня надевают хомут, узду и седелку. Последнюю кладут так, чтобы она лежала на нижнем участке холки. Удачное место нужно еще найти. На спине будет низко, а на холке – высоко. Надевать хомут необходимо только в положении клещами вверх. После этого его опускают на шею и переворачивают. При необходимости, его поправляют, чтобы он хорошо лежал на шее у коня.
  • Шлею нужно положить на холку и приступать к ее расправлению. Ремешки соединяют с пряжками. Затягивать ремни стоит до тех пор, пока между ними и седалищными буграми проходит ладонь.
  • Коня заводят в оглоблю. Существуют разные способы этого действия. Первый заключается в том, чтобы лошадь перешагнула через жердь оглобли. Второй состоит в заводе лошади задним ходом. А третий предполагает накатывание оглобли на стоящего коня. Последним вариантом хорошо пользоваться в случае с пугливыми и молодыми животными.
  • Берите дугу и вставайте перед конем, смотря на него. Прислоните ее к правой конечности лошади, а левой рукой путем перекручивания подгоните гуж под нужную длину.
  • Гуж поставить рядом с краем оглобли. Возьмите дугу и вставьте ее левый край в петлю гужа, а второй переложите через оглоблю. Она должна очутиться в вырезе дуги, а та — на шее у коня.
  • Подойдите к оставшейся оглобле и поверните дугу выемкой к ней. Гуж накладывается на оглоблю, а петля на дугу.
  • Хомут затяните, супонь обмотайте вокруг клещей. Они сомкнулись и нужно следить, чтобы оглобли и дуга были под углом 90 градусов друг к другу.
  • Конь привязывается к левой оглобле. Хомут вставляется после того, как животное подтягивается назад на один шаг.
  • Потом приступите к голове коня. Повод накидывается на шею, темляк прикрепляется к гуже так, чтобы животное могло поднять голову. Ремни кидаются через оглобли, чтобы не болтались.
  • Последним шагом будет крепление вожжей к удило. Желательно одну из них пустить под, а другую над гужом.

Предлагаем ознакомиться: Как правильно выбрать и надеть шлейку для кошки

Лошадь в русской одноконной упряжи, запряженная в сани

Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках. Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Способы запрягания

В том случае, когда требуется запрячь одну лошадь, то сбруя надевается с левой стороны, а если пару, то лошадь с левой руки запрягается слева, а та, что с правой руки запрягается справа.

Если требуется надеть нагрудник, то возьмите его в обе руки подшейком наверх. Поставте подшеек на шею и просто подогните. Нагрудник пристроен правильно, если место идущие выше грудины не больше чем ладонь. Хомут нужно одевать верх ногами, при этом узкий конец идет вниз. После того как сквозь него прошли уши хомут стоит перевернуть. Он одет правильно, если между хомутом и телом лошади свободно проходит кулак. Дальше нужно надеть на ремни холки, и немного затянуть подпругу. Если вам нужно надеть хомут, фальш-матрингал соединяют с подпругой, при этом направляют его между ног. Упряжь в таком случае должна находиться на ширину руки сзади от подпруги. Спинной ремень достаточно свободно ложится по спине и соединяется с накрупником. После того как расправлен хвост подгоняется размер спинного ремня и закрепляют его.

Накрупник подсоединяют к спинному ремню, шлея же проверяется рукой, ее просувают между упражью и крупом. После чего подсоединяют постромки и в самом конце вожжи пропускают через кольца либо ушки и соединяют с трензелями. Когда надели оголовье, очень важным является момент проверки подбородной цепи, нужно убедиться в том, что она не перекрученная в желобе.

Запрягание

Приведите лошадь спереди коляски и нужно попросить второго человека толкать коляску в направлении животного, но при этом немного приподнять оглобли, чтоб не зацепить лошадь. После чего они опускаются и соединяются к постромкам и D образным кольцам. Петли нужно направить перед скобами, чтоб защитить оглобли от сильного подъема вверх. И конечное действие – соединение постромка и шлеи. Шлея при любых обстоятельствах должна находиться в горизонтальном положении. После закрепления всех необходимых элементов можно приступить к затягиванию подпруги.

Распрягание

Естественным является тот факт, что распрягание проводят в обратном порядке от запрягания. После того как лошадь полностью освободилась от коляски следует проверить целостное состояние упряжи и не образовалось ли на теле лошади свежих ран.

Как сделать телегу?

Телега для лошади представляет собой отдельный вид гужевого транспорта и имеет несколько видов. Именно поэтому вам нужно сразу перед тем, как ее делать своими руками, определиться, для каких целей и какого типа вам нужна повозка. Если это будет исключительно работа по перевозке грузов, то достаточно будет иметь дроги или телегу по типу платформы, то есть без бортов с обычным плоским дном. Если же вам нужно будет перевозить на телеге сено, другие материалы и использовать ее в качестве транспортного средства, то нужно делать с бортами.

Также сразу стоит предусмотреть, сколько лошадей вы будете впрягать в повозку. Дело в том, что одноконная и пароконная телега отличается по своей сути и изготовлению. Одноконная в России имеет оглобли и дугу, а пароконная – дышло. Если вы будете делать украинский вариант, то здесь дышловая повозка или воз применяется как для одной лошади, так и для пары. Заметим, что дышловую телегу делать проще своими руками, чем дуговую.

Важные моменты

Прежде чем приступить к изготовлению, вам стоит немного узнать конструкцию телеги, ее основные части. Итак, главным элементом любой повозки является ее ходовая часть. А это две оси (передняя и задняя), колеса и сама рама, на которую устанавливается кузов или платформа. Также есть стойки, которые как бы выполняют роль амортизаторов. При этом задняя ось делается стационарной, то есть без движения, а передняя ось поворачивающаяся, за счет этого будет осуществляться поворот.

Следующие важные элементы – это оглобли в дуговой одноконной повозке или дышло в пароконной (украинский воз). Оглобли и дышло крепятся к передней оси, так как за счет них поворачиваются передние колеса. Раму желательно делать сварной металлической, так как на нее будет идти весь груз повозки. Саму же телегу делают деревянной.

Инструменты и материалы

  • Деревянные доски;
  • сварная рама и оси колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса (авто- или мототранспорт);
  • металлические трубы или П-образный профиль;
  • гвозди;
  • молоток;
  • инструменты по обработке дерева (пила, ножовка, наждачка, шлифовальная машинка);
  • прочий инструмент по необходимости;
  • чертежи.

Популярные материалы

Раньше единственным материалом для изготовления саней было дерево, но сегодня к нему добавился металл и пластмасса. Вы можете выбрать любой из этих трёх вариантов или комбинировать их на своё усмотрение.

Дерево

Работать с деревом сложно, не имея соответствующих навыков. Если отсутствие опыта вас не останавливает, рекомендуется всё же проконсультироваться с опытным столяром. Для конных саней лучше всего выбрать:

  • дуб;
  • вяз;
  • ясень;
  • липу;
  • черёмуху;
  • берёзу.

Лучше всего поддаётся сгибанию черёмуха, а самый твёрдый материал — дуб, его придётся выпаривать, чтобы согнуть. Выбирая берёзу, учтите, что самая сочная она весной.

Важно! Дерево требует длительной подготовки. В зависимости от технологии (вымачивание, паровые бани, кипячение) это может занять несколько месяцев. Дерево легкодоступно, обрабатывать его проще, чем металл, и конструкция получается довольно лёгкой, если не нагружать её лишним оформлением

По снегу деревянные сани передвигаются плавно, но не терпят большого давления и требуют тщательного ухода, чтобы материал не начал портиться

Дерево легкодоступно, обрабатывать его проще, чем металл, и конструкция получается довольно лёгкой, если не нагружать её лишним оформлением. По снегу деревянные сани передвигаются плавно, но не терпят большого давления и требуют тщательного ухода, чтобы материал не начал портиться.

Пластмасса

Аналогично варианту со сталью пластмассовые полозья делают из пластиковых труб. Повозка легче деревянной и металлической, но не годится для перевозки тяжёлого груза. Желательно обшивать пластмассу металлическими полосами, чтобы во время поездок защитить материал от возможных механических повреждений.

Знаете ли вы? На Руси сани считались почётной повозкой даже после изобретения колеса. Выезд царя в санях летом ещё долго был в порядке вещей.

Сталь

Для металлических саней выбирают углеродную или нержавеющую сталь. Качество езды от этого выбора не зависит. Сталь прочнее дерева и выдерживает большой вес, но не терпит сильных морозов. Если вам нужна повозка для транспортировки грузов, примите к сведению — полозья могут лопнуть в мороз.


Идеальный выбор — сплошные листы стали, но их стоимость высока. Дешевле обойдутся стальные трубы 2,5–5 см в диаметре. Длина таких труб должна быть на 1,5 м больше длины саней, так как металлические полозья сгибаются с обеих сторон, а не только спереди, как у дерева. Минус металлических конструкций в их весе, неизменный факт: чем легче повозка, тем выше она ценятся.

Из чего состоит упряжь для лошади

Все принадлежности конной упряжи можно разделить на три группы: защитные, для управления и для безопасности всадника в седле.

Основные элементы

Основными элементами управления лошади являются удила и уздечка. Первые представляют собой металлический стержень, состоящий из двух подвижно соединённых частей, на концах которых расположены кольца для крепления уздечки. Удила нужны для воздействия на беззубый край рта животного для облегчения управления им. Уздечка, или узда поддерживает удила, а также «передаёт» сигнал, посылаемый всадником через поводья и требующий совершить определённое действие.

Знаете ли вы? Первое подобие седла использовали ассирийские кавалеристы в 700 годах до н. э.

К другим элементам конной упряжи можно отнести следующие названия:

  • недоуздок — та же уздечка, но без удил, что используется для содержания животного на привязи;
  • поводья — кожаный ремень, пристёгнутый к кольцам удил и являющийся главным приспособлением для управления лошадью наездником;
  • мартингал — короткий ремень, крепящийся между передними конечностями животного и соединяющий переднюю подпругу и повод в районе удил; помогает удержать голову животного в определённом положении;
  • шамбон — ремень, крепящийся к трензельной уздечке и проходящий вдоль щёчных ремней вниз между передними конечностями животного до ближайшей подпруги; позволяет контролировать наклон головы животного;
  • седло — его видов огромное количество, но все они предназначены для защиты спины животного, точнее, равномерного распределения нагрузки;
  • стремена — представляют собой металлическое кольцо и крепёжный ремень для фиксации на седле, помогают всаднику вскочить на коня и удержаться в седле;
  • хлыст — гибкий стержень с рукояткой, помогающий управлять конём во время дрессуры;
  • бич, или кнут — ударное приспособление, состоящее из длинной рукояти и плетёного ремня с узлом на конце, в длину может быть около 200 см, предназначен для дрессировки коня на манеже;
  • шпоры — металлическая дужка с колёсиком или репейником, крепящаяся на задник обуви для верховой езды и помогающая управлять лошадью.

Защитное снаряжение

Элементами защитного снаряжения являются:

  • попона — накидка, что прикрывает туловище коня, защищая его от непогоды и насекомых;
  • бинты — хлопчатобумажное изделие, предназначенное для защиты нижней части конечностей животного от травм во время учений или активной работы;
  • ногавки — кожаное приспособление для защиты пясти лошади от травмы, крепятся поверх бинтов;
  • резиновые кобуры — конусовидное приспособление, защищающее венчик копыт от трещин и ссадин во время скачек;
  • вальтрап, или потник — хлопковое, суконное, войлочное покрывало, подкладываемое под седло для защиты спины от натирания и для впитывания пота.

Способы

Можно выделить несколько видов упряжи: с одной лошадью, двумя, тремя или многоконная упряжка. Как запрячь одного коня, мы разобрали выше. Если требуется запрячь двух коней, один из них становится коренным, а другой пристяжным (его «пристёгивают» к коренной лошади, чтобы он бежал рядом и помогал тащить повозку). Когда запрягают тройку лошадей, центральная становится коренной, а остальные две – пристяжными.

Когда запрягают больше трёх коней, их выстраивают в две больше линии. Если их четыре, то два выносных коня станут в первую линию, а ещё два коренных во вторую. Редко используется квадрига (все четыре лошади бегут в один ряд).

Ещё реже можно встретить упряжь, в которой кони запряжены гуськом. Обычно это используется на выступлениях в цирках. Самостоятельно можно запрячь одну-две лошади. Для большего количества, потребуется несколько человек. Интересно то, что в XVIII веке Екатериной II был принят указ о том, какому титулу и чину в какой карете и с каким количеством лошадей ездить. Например, в генеральскую карету должно было быть впряжено от 6 до 10 коней одновременно.

Хотя, как было сказано, выше это не имеет практического смысла. С точки зрения вариативности упряжи, можно выделить следующие виды.

Оглобельно-дуговая

Считается чисто русским способом запряжки коня. В Европе этот вариант встречается очень редко. Идеальный вариант для впрягания коня в повозку или сани. При использовании этого способа значительно снижается количество необходимой сбруи. В частности, допускается не использовать шлею и подпругу. Это самый простой вариант упряжи.

Дышловая

Так называются те виды упряжи, при которых не используют дугу, а зачастую еще и шлею (или используют ее облегчённый вариант). Какого-то конкретного набора предметов упряжи не существует. Этот вариант предназначен для работ в поле. Хомут может заменяться конструкцией ремней. Рациональней всего его использовать, когда нужно запрячь 2 или 3 лошади. Если их 2, то жердь дышла будет помещаться между ним. А если 3, то один из коней ставится в первую линию.

Постромочно-дышловая

Этот вариант используют, когда предстоит долгая дорога, или требуется впрячь двух лошадей. Особенность этого метода в том, что используется такая часть сбруи, как дышло (оглобля, соединенная в единую конструкцию до того места, которым её крепят к повозке). Это повышает устойчивость животного и снижает риск получить травму на крутых спусках.

Оглобля будет закрепляться между лошадьми, а раздвоение к повозке.

Оглобельно-постромочная

По-другому – английская упряжь. Этот способ очень распространён в европейских странах. Его особенность в том, что не используется дуга, а оглобли могут крепиться к седёлке.

Постромочная

По-другому называется пристяжь. Самый простой вид упряжи, которые используется при сельскохозяйственных работах. Таким же способом запрягается плуг.

Смешанная

Разные виды работ и ситуаций требуют разного набора сбруи. Часто возникает необходимость комбинировать несколько видов упряжек. Для разных целей коней можно впрягать в повозки (в них часто катают людей по улицам), сани (используются в деревнях или как развлечение на такие праздники, как Масленица), телеги (часто встречаются в деревнях) или предметы сельскохозяйственного назначения (плуг, например).

Дадим несколько рекомендаций по уходу за лошадью и сбруей.

  • Упряжь должна быть всегда чистой и смазанной. В противном случае она закостеневает от пота и грязи.
  • Хранить принадлежности рекомендуют на деревянных вешалках (они неподвластны ржавчине).
  • Хомут и седёлку нужно вешать войлоком наружу, так войлок быстрее и лучше проветрится.
  • Кожаные части смазывают только после того, как очистят их от грязи.
  • В ненастную погоду сбруя пачкается больше. По возвращении в конюшню нужно обязательно очистить грязь.
  • Для того чтобы сделать дополнительные отверстия, нужно пользоваться специальным пробойником. И ни в коем случае не делать это шилом или ножом.
  • Комплект упряжи подбирается для каждой лошади индивидуально. Её кличка пишется на хомуте.

О том, как правильно запрягать лошадь, смотрите далее.

Кони в яблоках (песня)

Автор текста: Михаил Танич Композитор: Давид Тухманов

Это было в самом деле, Было в жизни, но чужой, Кони в яблоках летели Не касаясь мостовой. По-над кpышами кваpтала Где кончалась суета, Там мечта моя летала, В сеpых яблоках мечта.

Кони в яблоках, кони сеpые, Как мечта моя кони смелые, Скачут, цокают, да по вpемени, А я маленький, ниже стpемени. Кони в яблоках, кони сеpые, Как мечта моя кони смелые, Скачут, цокают, да по вpемени, А я маленький, ниже стpемени.

Отозвались каpусельно Бубенцы в ночной тени, Там, где лошади отдельно, Там, где яблоки одни. И в ночи по тpавостою, По степи мечты моей Все гоню я к водопою Сеpых в яблоках коней.

Кони в яблоках, кони сеpые, Как мечта моя кони смелые, Скачут, цокают, да по вpемени, А я маленький, ниже стpемени. Кони в яблоках, кони сеpые, Как мечта моя кони смелые, Скачут, цокают, да по вpемени, А я маленький, ниже стpемени.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий